Старая Инта
Новорожденный город не имел ни одного метра асфальтированного покрытия, все улицы и дворы были присыпаны горелой породой, город не имел авиасвязи с так называемой большой землей, не было в городе такси, не было и частных автомашин, не было телевидения, была только первая программа радио. На станции МПС не было еще вокзала. Автодорога между Предшахтной и станцией Инта была в таком состоянии, что интинцев к московским поездам доставляли по железнодорожной узкоколейке в пассажирских вагонах. Единственный маршрут автобуса курсировал между центром и Предшахтной. Водоснабжение базировалось на артезианских скважинах. Качество угля улучшалось ручной выборкой породы при его транспортировке лентой от устья шахтного ствола до железнодорожного буфера-накопителя. Не было ни одного телефона-автомата. Здание поликлиники N1 еще строилось. Оно и завершало город. Дальше была тундра. Обычная тундра, куда ходили по грибы и ягоды.
Старая Инта
Потрясающим событием для тысяч политзаключенных стало начавшееся по приказу МВД СССР расформирование лагерных подразделений. Начиная с марта 1958 в течении года были ликвидированы все подразделения МВД, были разобраны все вышки и из колючей проволки ограды. Что касается заключенных, то специальная комиссия стала в срочном порядке пересматривать их дела. При этом подавляющее большинство тут же освобождалось из-под стражи, как необоснованно репресированные, а оставшихся переводили продолжать заключение в Воркуту, на цементный завод или на юг Коми края для работы на лесоповале. Столь массовое и непредвиденное освобождение заключенных обернулось для них новой трагедией, правда, временного характера, перед каждым встал вопрос, где же жить? Выход был найден трагикомический - освобожденных людей вновь возвращали в бывшие лагерные бараки, превращаемые, в своего рода, квартирки для малосемейных или в общежития для одиночек.

Hosted by uCoz